Греция. Зачатки садово-паркового искусства относятся к X—XIII вв. до н.э. Сначала сады носили чисто утилитарный характер: состояли из огорода, плодового сада и виноградника.-Разбивку садов осуществляли в регулярном стиле и ограждали по периметру. Внутри сады огораживались живыми изгородями. Полив осуществлялся из канавок с проточной водой. Деревья высаживали рядами. В садах культивировались яблоня, груша, гранат, персик, маслина, апельсин, смоковница, виноград, овощи и цветочные растения (лилии, гладиолусы и др.). Позднее создавались рощи из вяза, платана, дуба, каштана, фисташки, маслины. Несколько позже появились аллеи.
В греческих садах аллеи и дорожки были прямолинейными и украшались статуями, вазами, колоннами и пр. Размеры и формы греческих сооружений гармонично вписывались в окружающий ландшафт.
Греки имели обширные сведения о растительном мире. Так, Гиппократ (460—377 гг. до н.э.) перечисляет в своих трудах около 250 названий растений, Аристотель (384—322 гг. до н.э.) приводит описание около 500 растений.
Греческая мифология содержит много преданий о цветах, особенно о розе — излюбленном цветке древности. В работах Аристотеля впервые дается наставление по возделыванию роз.
Следует отметить, что греческое садовое искусство в своем развитии получило могучий импульс извне. Благодаря завоевательным походам Александра Македонского вся Азия с ее высокоразвитым садовым искусством была сразу включена в греческую культуру. Еще прежде некоторые греки с восхищением говорили о прекрасных парках восточных владык.
К влиянию Востока прибавилось еще одно обстоятельство, способствовавшее развитию садового искусства в Греции,— это рост больших греческих городов.
В Александрии публичные и царские сады занимали 'Д часть городской территории. Все внутригородские и загородные сады были связаны между собой. Еще больше, чем Александрия, славилась своими садами Антиохия. Город был распланирован следующим образом: главная улица представляла собой непрерывный портик, к одной стороне которого прилегали дома, а по другой тянулись сады вплоть до самого подножия горы. Они были украшены беседками и фонтанами.
Новое в садах Греции по сравнению с Египтом — их террасообраз-ное, уступчатое решение, более свободная композиция, декоративность, нагромождение зеленых масс, обилие украшений, витые лестницы. На террасах — посадки больших деревьев, цветы и фонтаны, приводимые в действие сложными гидравлическими машинами.
Рим. Описание садов Римской империи встречается у древнеримского писателя Горация (65—8 гг. до н.э.). Сад состоял в основном из плодовых и деко-ративных растений (платаны, бук, лав-
ры, кипарисы). Он был окружен живой изгородью из кустарника.
Республиканский Рим, в котором все еще господствовал рабовладельческий строй, главное свое богатство видел в земле, на которой создавались в основном сады. Сады располагались и в центре и на окраине Рима. По литературным источникам (планы до нас не дошли) известно, что сады расчленялись аллеями, пересекающимися
под прямым углом, и украшались партерами, фонтанами, бассейнами, портиками, гротами. Впоследствии вокруг города возникли виллы и великолепные сады с колоннадами, купальнями, ипподромами, музеями (7).
Устройство вилл и садов этой эпохи описал Плиний Младший (1в. до н.э.). Сад при вилле имел обычно три части: декоративный сад, огород, плодовый сад. В V в. Римская империя пала, пришли в упадок и великолепные сады. Однако декоративное садоводство этой эпохи вошло в сокровищницу культуры человечества и оказало значительное влияние на дальнейшее развитие садово-паркового искусства стран мира. Из парков Древнего Рима следует отметить парк императора Нерона, созданный на месте пожарища, возникшего в Риме в I в. н.э. Парк был удачно слит с сельской местностью, на которой были выкопаны озера, большое место занимали луга и поля. После падения Римской империи началось строительство новых вилл по типу гал-ло-римских, но они уже не передавали того величия, которым славились римские виллы. Новые сады частично напоминали собой римский тип доим-перской эпохи и в то же время отдаленно походили на сады Древнего Востока. Возник новый тип садов, получивший название средневековых. Этот тип характеризовался тяжеловесностью, массивностью и подчеркнутой простотой. Монастыри и замки обносились каменными стенами и окружались рвами. Все сады и парки Средневековья, за исключением Мавританских садов, можно включить в категорию романского стиля, который условно подразделяется на три периода: период до; Возрождения, период Возрождения и Ленотровский период. Эти периоды имели свои взлеты и падения, между которыми были переходные формы. Испания. На средневековой архитектуре Испании и, разумеется, на садово-парковом искусстве сказалось арабское (мавританское) влияние.
Заимствовав опыт римлян в гидротехнике, мавры, рационально используя таяние снегов на горных хребтах, за несколько столетий превратили скалистую и безводную Испанию в цветущий край. Свидетельство тому создание в XI—XIII вв. прекрасных ансамблей в Гранаде, Толедо, Кордове. Эти монументальные сооружения были окружены системой сравнительно небольших по площади садов, но лишь некоторые памятники прошлого дошли до нас. Среди них — особый интерес представляет ансамбль Альгамбра в Гранаде — резиденция грандских халифов (6). Сады, окружающие дворец, представляют собой регулярные композиции, органически связанные с архитектурой дворца, но совокупность этих садов не образует композиционно единого целого. Площадь садов невелика: сад Мирт — 1550 м2, Львиный сад — 530 м2, а другие еще меньше. Под влиянием архитектуры Альгамбры был решен позднее (в XIV в. второй знаменитый ансамбль Испании — Альказар в Севилье.
Сады и парки Средневековья
Средневековый сад был небольших размеров, как правило, регулярный с разбивкой участка на квадраты и прямоугольники.
Сады того времени были преимущественно утилитарного назначения. В садах выращивали лекарственные растения и плодово-ягодные культуры. В известной мере их можно считать прообразом ботанических садов. В планировке появляется новая деталь — лабиринты — сеть извилистых и переплетающихся дорожек. Этот планировочный мотив нашел применение не только в садах Средневековья, но и в садах более поздних времен.
При замках крупных феодалов создаются более обширные сады не только
утилитарного назначения, но и для отдыха. Появляются такие декоративные элементы, как цветники, трельяжи, пер-голы и др.
В первой трети XVI в. много садов появилось во Франции. В их числе в Артуа, близ Парижа, на высоком берегу Сены. Известен парк Карла V в Лувре.
В конце Средневековья в садах появились павильоны, беседки, бассейны.
Монастырский тип садов. Планировка двориков носила регулярный характер, в основу которой была положена прямолинейность. В монастырских садах разводили плодовые деревья, виноград, овощи, цветы, лекарственные растения. Основной чертой монастырского типа садов были их уединенность, .созерцательность, тишина, утилитарность. Некоторые монастырские сады оформлялись трельяжными беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от другого. Среди монастырских садов особенно славился Сент-Галленский сад в Швейцарии.
Феодальный тип садов. Большой известностью пользовались сады императора Карла Великого (768—814 гг.), они делились на утилитарные и «потешные». «Потешные» сады украшались газонами, цветами, невысокими деревьями, птицами и зверинцем.
Феодальные сады в отличие от монастырских были меньшего размера, располагались внутри замков и крепостей. В них устраивались крытые аллеи из винограда, розарии, выращивались яблони, а также цветы, высаживаемые в клумбы по специальным рисункам. Из подобных садов наиболее прославились кремлевский сад Фридриха II (1215— 1258 гг.) в Нюренберге и королевский сад Карла V (1519—1556 гг.) с плантацией вишен, лавровых деревьев и цветников из лилий и роз.
В 1525 г. в г. Пизе был устроен первый ботанический сад. Вслед за ним появились примерно такие же сады в Милане, Венеции, Падуе, Болонье, Риме, Флоренции, Париже, Лейдене, Вюрц-бурге, Лейпциге, Гессене, Регенсбурге.
Наряду с ботаническими устраивались и частные сады.
С открытием Америки в 1493 г. и с развитием торговых связей с Индией сады стали наполняться экзотическими растениями. Широкое распространение получили плодоводство и разведение лекарственных растений, в садах культивировались апельсины, лавры, фиги, яблони, вишни и т.д., а также устраивались пруды, каскады, бассейны, фонтаны, беседки, павильоны. Утилитарные сады постепенно превращались в декоративные.
Мавританский тип садов. В начале VII столетия в Европе появились мавританские сады. Они походили на древ-неарабские, но несли в себе больше изящества и отличались от них смелостью замысла, утонченной грациозностью форм. Мавританские сады подразделялись на наружные и внутренние. Наружные сады не отличались роскошью и были предназначены для хозяйственных нужд. Они засаживались плодовыми деревьями и шелковицей. В центре каждого наружного сада устраивался фонтан.
Внутренние сады со всех сторон окружались зданиями и красивыми пристройками в виде аркад и галерей, которые иногда были в два яруса. Деревья и кустарники, высаженные в садах, не подвергались стрижке. К наиболее характерным садам этого типа относились Альгамбра и Генералиф (7.)
Огражденные крепостными стенами, средневековые монастыри, замки и города с их обнесенными территориями не способствовали устройству больших садов.
Описаний средневековых садов почти не сохранилось. Наглядное представление о них дают лишь изображения, уцелевшие на стенах церквей, на которых видно, что сады занимали небольшую площадь, имели прямоугольную форму, примыкали к домам.
Территория сада обносилась каменной стеной, увитой виноградом.
Внутри сада устраивались крытые аллеи и беседки.
Характерной деталью средневекового сада являлся лабиринт (8). Растения высаживались по сортам на маленьких квадратных грядках, в ли-
нейном порядке. Высаживались душистые цветы (розы, лилии) и лекарственные растения.
Сады эпохи Возрождения
Бурный расцвет культуры и искусства относится к XV в., который открыл миру красоту человека и окружающей его природы.
Садовый тип Италии эпохи Возрождения получил название Медицейского по имени семьи Медичи, в которой были богатейшие банкиры Флоренции и крупные землевладельцы. К Медицейс-кому типу относились сады при виллах
Боргезе, д'Эсте, Альбани (9) Мон-те Драгоне, Медичи и Мадама недалеко от Рима. Каждая вилла имела свой особый план, различное местоположение и архитектурный облик. Сады и архитектурные сооружения увязывались в единое целое.
Сад начинался от здания виллы. Здания имели симметрично расположенные выступы и арки. Террасы соединялись лестницами. Подпорные стены между террасами имели выступы, колоннады и ограничивались аллеями, которые окаймлялись живыми изгородями. На террасах симметрично располагались извилистые лабиринты, рощи, группы, рядовые посадки. На террасах имелись беседки, птичники, павильоны, скульптуры, бассейны, храмы, памятники, мраморные скамьи, фонтаны, гроты, площадки для отдыха. По террасам прокладывались прогулочные маршруты. Цветники разбивались в арабском стиле. Огороды были вне сада. Лужайки и поляны размещались позади зданий и обсаживались стрижеными живыми изгородями. На лужайках устраивались небольшие ручьи и речки, высаживались плодовые деревья. Аллеи окаймлялись шпалерами из плетистых роз и винограда, гранатами, айвой, лещиной и т.д. Возле самого жилья устраивались цветники и водоемы.
Флорентийские сады раннего Возрождения просты, их прямые линии образуют строго рациональную систему пропорций. Они сравнительно небольших размеров, лишены нарочитой пышности и подчеркнутого великолепия.
Перед фасадом разбивался плоский сад (партер), клумбы симметричны, фонтан — в виде широкой чаши с небольшой скульптурой посередине. Если позволяла местность, устраивали четырехугольные пруды, гроты, высаживали ряды кипарисов, кусты олеандров, ставили кадки с лимонными деревцами.
Наиболее современным из флорентийских садов можно считать восстановленный сад Боболи (палаццо Пит-ти), стоящий уже на рубеже барокко.
Сад занимает склоны холмов и построен по принципу суммирования в достаточной мере изолированных и замкнутых пространственных единиц. Палаццо, грот с большим фонтаном на его крыше, амфитеатр, поднимающиеся зеленые террасы. По другому склону холма густая аллея кипарисов спускается к небольшому круглому озеру. Весь облик сада свидетельствует о том, что разбивка новых аллей, форма подстрижки деревьев — все согласуется с окружающей природой.
Для архитектуры и садового искусства XVI в. характерны новые приемы, при помощи которых создается впечатление единства. Здание ставится в определенную композиционную взаимосвязь с ландшафтом, большое распространение получают архитектурные сады.
Наиболее сильное влияние на историю дальнейшего развития садово-паркового искусства оказали архитектура и планировка виллы д'Эсте (10), созданной архитектором Пирро Лиго-рио и отличавшейся множеством гидротехнических сооружений, гротов и прочих устройств.
Сад был устроен на пяти террасах. На верху холма располагался дворец. Главная терраса перед дворцом поддерживалась высокой каменной стеной. В стене имелись три грота. От среднего грота шли спуски к краям третьей террасы с фонтаном в виде цветка лилии. Такие же спуски доходили до середины четвертой террасы к гроту, украшенному небольшими фонтанами. От грота красиво изогнутые лестницы спускались на пятую террасу к фонтану «Четыре дракона», также расположенному перед гротом.
От фонтана через весь сад была проложена широкая аллея из кипарисов. Другая не менее эффектная перспектива открывалась с самого подножия холма.
На одной стороне холма находился павильон оригинальной архитектуры, расположенный над падающим каска-
дом воды. На середине холма имелась еще одна перспектива — «Аллея 100 фонтанов», окаймленная скульптурами, источающими воду. Аллея замыкалась с одной стороны великолепным фонтаном «Сивилла», с другой — «Площадкой Древнего Рима». На всех перекрестках аллей были устроены фонтаны.
Итальянские сады этого времени составляли неотъемлемую часть двор-
ца или дома и представляли собой как бы его внутренний двор.
В XVII в. границы садового искусства расширяются. Здание перестает выступать изолированно и замкнуто, как в раннем Ренессансе, оно «вбирает» в себя окружающий ландшафт, получающий вместе с ним единое архитектурное оформление.
Для барокко характерна вилла Медичи на Пинчио — так называемая вилла Пинчийна, по стилю имеющая много общего с произведениями Пирро Лиго-рио. Садовая архитектура Германии, Франции, Англии и России во многом испытала итальянское влияние.
Создателем французской школы паркового искусства считается величайший ландшафтный архитектор XVII в. А. Ленотр (1613—1700 гг.). Первым крупным его произведением был парк в поместье Во ле Виконт, принадлежавший министру финансов Франции Фуке (11). В этом парке Ленотр впервые применил не только в планировке парков, но и в градостроительстве трехлучевую композицию. Над ансамблем Во ле Виконт Ленотр работал в содружестве с архитекторами Луи Лево и Шарлем Лебереном в 1661 — 1663 гг. Кроме парка Во ле Виконт Ленотр создал парки и сады в Тюильри (1664—1672 гг.), Сен-Клу, Шатильи (1693 г.) сад Марии (1699 г.). Но вершиной его творчества считается Версаль (1662—1700 гг.). Массив Версаля занимает 1700 га, из которых передняя часть составляла 100 га. Продольный канал имел длину 1,4 км, поперечный — 1 км. Длина дворца 400 м.
Планировка Версальского парка (12) имела прообразы в барочных садах Италии и Голландии. Осевая композиция парка применена уже в Во ле Виконт. Новым в Версале было то единство пространственного замысла, которое соединило одной магистралью дворец и парк и придало подчиненное значение всем сопряженным с нею координатам. Благодаря открытой планировке план Версаля хорошо обозревается.
Дворец и парк — это как бы грандиозная карта. Вид с дворца — это главный вид на версальскую панораму. Хотя весь парк возведен на искусственно выровненной почве, на месте осушенных болот, он образует несколько уступов, так что дворец и главный партер возвышаются над остальными частями парка (13). Таким образом, кроме главной панорамы есть еще несколько других точек, откуда
раскрываются перспективы парка. Со стороны дворца глаз легко охватывает перспективу.
Своеобразная открытость, незамкнутость ясно выражены в основном композиционном замысле Версаля. Веерная композиция положена в основу планировки парка: зритель постоянно оказывается на перекрестках лучевых аллей, которые раскрывают перед ним заманчивые дали. При этом следует заметить, что по мере удаления дворца отрезки отдельных частей планировки становятся крупнее, просторы все шире. Эта «обратная перспектива» рождает впечатление возрастания пространственного ритма.
Если попытаться сформулировать основные положения творчества Ленот-ра, получится следующая картина: в основе решения лежит подчинение деталей целому; применяются длинные и широкие перспективы (в отличие от коротких перспектив в садах итальянского Возрождения); строятся невысокие лестницы с широкими ступенями и парапетами; декоративные водоемы решаются главным образом гладкими поверхностями (без шумных водоемов итальянского барокко); широко применяются растения в кадках. Некоторые аллеи перекрываются перголами, увитыми вьющимися растениями. И все эти приемы решаются в органическом художественном единстве.
В конце XVIII в. Фишер фон Эрлих создает знаменитый Шенбрун в Вене. В Польше (в Варшаве) в 1682 г. возникает дворцово-парковый комплекс Ви-лянув.
Второй широко известный исторический памятник в Варшаве — Саксонский парк. Известен парк Лазенки в Варшаве, решенный в регулярной манере.
Регулярный стиль садов и парков того времени оказал заметное влияние на садово-парковое искусство и в по-
следующие времена. Долгое время он был господствующим стилем в парках и садах.
А. Ленотр представлял себе сад как зеленый город с широкими улицами и узенькими переулками. Отдельные детали — это как бы галереи, театры, башни, ворота, купола, колоннады, триумфальные арки; в зеленых залах «лежали» газонные ковры с цветочным рисунком; цветники напоминали мозаичные полы; их украшали вазы и фонтаны.
Характерная черта регулярного стиля—безраздельное господство дворца над окружающим садом или парком.
Аллеи располагались строго параллельно, звездообразно или в виде правильного многоугольника, рассеченного диагоналями и имеющего посередине какой-либо центральный объект (партер, театр, бассейн и т. д.). Перекрестки устраивались или под прямым углом, или в виде звезды; клумбы — круглые, овальные или многогранные. Группы зеленых насаждений размещались геометрически правильно.
Регулярный стиль нашел в Европе большое количество подражателей. В частности, из него возник так называемый стиль рококо. Этот стиль характеризовался применением шпалерных насаждений, фигурно подстриженных деревьев и кустарников, огромным числом скульптурных форм и садовых устройств.
Садово-парковое искусство Англии второй половины XVIII в.
Регулярные парки создавались в XVIII в. во всех странах Европы. В середине и особенно в конце XVIII в. регулярные приемы планировки парков начали подвергаться критике главным образом за то, что эти приемы радикально изменили природную среду. Появляется стремление приблизиться в парковых ком-
позициях к естественной природе. Так в садово-парковом искусстве возникает новое направление — пейзажное. Этому способствовало появление в европейской литературе описаний пейзажной планировки китайских садов и, в частности, книга английского архитектора В. Чемберса о восточном садовом искусстве (1772 г.).
Основоположником ландшафтных парков в Англии был Вильям Кент. В 1725—1735 гг. он заложил в Англии несколько садов, которые завоевали большую популярность. Самым удачным считается парк Дармера. В этом парке в живописном беспорядке на холмах размещались группы из деревьев и кустарников. Значительные площади занимали газоны. Ручьи в естественных руслах извивались среди зелени. Дорожки располагались свободно. Ландшафт парка и окружающей местности сливался в одно целое.
Развитие пейзажного направления в ландшафтном искусстве, именно в Англии, можно объяснить прежде всего природными особенностями страны.
Основой пейзажного парка становится подражание естественной природе. На смену линейным посадкам приходят групповые, появляются поляны и лужайки свободных очертаний, водоемы в извилистых берегах, криволинейные дорожки. В то же время в парках размещают павильоны, беседки, трельяжи, иногда устраивают фонтаны. Следовательно, пейзажный парк — это не просто участок естественной природы, а своеобразный архитектурно-планировочный комплекс.
В значительной мере садово-парковое искусство обязано также английскому профессору X. Рентону (1752— 1817 гг.). Наиболее характерной чертой его ландшафтных парков являются обширные пространства, отведенные под газоны. Красивый свежезеленый газон с единичными, разбросанными по нему деревьями как нельзя лучше соответствовал общему ландшафту и климатическим условиям Англии. Характерной
чертой английского ландшафтного парка и сейчас остаются изумрудные газоны и пышно разросшиеся липы, дубы и вязы.
К числу наиболее известных пейзажных парков Англии относится парк Стоу в районе Букингема (около 100 км от Лондона). До XVIII в. здесь существовал регулярный парк, созданный по проекту архитектора Ванбрега. В 1714 г. архитектор Бриджмен начал его переделывать в парк пейзажного типа. Уже тогда в композиционное решение были включены окружающие участки площадью около 400 га. Закончили перепланировку в 1738 г. архитекторы Вильям Кент и его ученик Ланселот Браун. Центром композиции парка был дворец, перед которым с севера и юга организованы прямоугольные открытые пространства. В южном направлении перспектива завершается статуей короля Георга I, а к северу — гладью водоема. Пересеченный рельеф с оврагами, холмами использован для создания небольших лужаек разнообразных видов. В первый период существования парк был ограничен регулярными посадками деревьев, которые позднее были заменены группами деревьев и кустарников, что позволило выявить перспективы на окружающие пейзажи.
В числе других английских пейзажных парков следует упомянуть парк Стоурхейд, созданный не профессионалом-архитектором, а любителем Генри Хоэром, огромный Ричмонд-парк в Лондоне площадью 987 га, построенный Бриджменом, парк в Чизвике и парк Шефилд (автор Вильям Кент).
Творчество английских архитекторов, создававших пейзажные парки, оказало влияние на развитие садово-паркового ландшафта ряда европейских стран. Особенно много таких парков было создано в Германии. Среди них видное место занимает дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси (Потсдам) площадью 290 га (14).
Первым автором ансамбля был архитектор Г. В. Кнобельслорф, по проек-
ту которого построены дворец и партер с шестью террасами и лестницей между ними по оси дворца. В парке много архитектурных сооружений, из них особенно интересна картинная галерея. В парке имеется оранжерея длиной 300 м. Позднее, в XIX в., в Сан-Суси работал видный ландшафтный архитектор П. И. Ленне — автор парков Шарлоттенхоф, Сицилианского и Северного садов, составляющих часть паркового ансамбля Сан-Суси (15).
Современное состояние территории парка, водоемов и растительности свидетельствует об огромной работе, которая ведется в парке. Все исторически сложившиеся планировочные узлы' комплекса и партер-цветник перед картинной галереей, реставрируемый ныне в соответствии с первоначальным решением, виноградник, цветники, Сици-лианский сад, Северный сад, парк Шарлоттенхоф, сад Марли производят впечатление подлинных памятников садово-паркового искусства. Здесь все составляющие архитектуру парка элементы — деревья, газон, живые изгороди, цветники — кажутся шагнувшими со старинных гравюр. Особенно поражают высокоштамбовые (до 4—5 м) липы с шаровидной кроной, которые постоянно кронируются, пирамидооб-разные стриженые тиссы, живые изгороди сложных геометрических форм. В парке постоянно ведется кропотливая работа по замене отживающих деревьев: заблаговременно рядом с отмирающими деревьями высаживают молодые экземпляры «на рост».
Из немецких пейзажных парков пользуются известностью Новый Сад в Потсдаме, парк Мюскау на р. Нейсе, Пильнитцпарк в Дрездене, Путбуспарк, парк Гете в Веймаре (16).
Не избежала английского влияния и Франция. Примеры тому Малый Трианон в Версале, парк Монсо и сад Богатель в районе Булонского леса в Париже.
В парках Франции этого периода, так же как и в Англии, господствует ландшафтный тип парка.
Выдающимися теоретиками французского садоводства являлись Вателе и Р. Л. де Жирардер. Вателе считал, что парк должен состоять из живописных пейзажей, похожих на поэтичные
картины. Де Жирардер настаивал на подражании природе, советовал изучать природу и пользоваться окружающей местностью как фоном.
Одним из первых ландшафтных парков Франции был парк Эрменон-виль, созданный Морелем в 1760 г. и принадлежавший де Жирардеру. Парк был устроен вокруг старинного замка. Выше замка располагалось озеро, ниже замка протекала река, впадающая в большое озеро. Река и озеро были окружены лугами, рощами, лесом, лесистыми холмами.
Достопримечательностью парка являлась «пустыня», в середине которой было «пустынное озеро». Этот парк является типичным образцом романтического направления ландшафтных парков.
Одним из достоинств ландшафтного парка являлось то, что здесь главным элементом стала растительность. Ландшафтный тип планировки позволял показать красоту дерева.
Во второй половине XIX в. главное внимание создателей садов и парков было сосредоточено на обогащении садов и парков новыми и оригинальными деревьями и кустарниками. Однако стремление владельцев иметь в садах коллекцию таких растений отрицательно влияло на цельность общей художественной композиции.
Французское садово-парковое строительство имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным сторонам строительства относятся грандиозность и смелость замысла, для осуществления которого зодчие имели неограниченные финансовые возможности; достаточная оснащенность материалами; высокую степень совершенства в устройстве водопадов, скал, утесов, пещер; акклиматизация и интродукция в парках иноземных растений и т. д.
К отрицательным сторонам садово-паркового строительства относятся отход от естественного природного характера местности, насыщение ее насы-
панными горами, театральность, эталонная обработка парка цветочными и декоративно-лиственными растениями в виде крупных масс в ущерб их естественному расположению, которое наблюдается в природной обстановке.
После окончания войны за независимость в ряде городов США начали строить общественные сады и виллы. Особенно большой известностью во всем мире пользуется Иеллоустонский парк. Гейзеры, бассейны из фигурного камня, вулканические террасы, глубокие ущелья, горное озеро на высоте 2950 м над уровнем моря, серебристый водопад, низвергающийся с высоты среди мрачных скалистых уступов, поросших хвойными породами, и т. д. свидетельствуют о проявлении могучих сил природы.
Отмечая положительные стороны в строительстве садов и парков США, нельзя не отметить упадка художественного вкуса, которое проявилось в конце XIX — начале XX в. в виде устройства растительных глобусов, ковровых клумб, солнечных часов и т. д. Все это никак не увязывается с природным стилем.
Наиболее интересными примерами из практики современного зарубежного
паркового строительства являются Вашингтон-парк в Чикаго (США) (17) и «Амстердамский лес» в Амстердаме (Голландия) (18).
Площадь Вашингтон-парка составляет 148 га. Проста его планировка. В одной половине парка на площади 40 га расположена главная поляна, предназначенная для игр и отдыха. На поляне нет дорог и поэтому движение на ней свободное. Во второй половине парка расположен водоем. Древесные насаждения расположены к периферии и обрамляют главную поляну и водоем. Парк имеет много входов.
Парк «Амстердамский лес» площадью 895 га занимает отвоеванную у моря территорию. В парке 400 га массивов лесного характера, 200 га предназначены для занятий спортом, 100 га полян—для игр. Остальную территорию занимают водоемы и дороги.
Насаждения парка создавались ме-
тодом лесокультур из расчета посадки 10 тыс. саженцев на 1 га. В дальнейшем по мере развития насаждений выполняли рубки ухода и ландшафтное формирование опушек и полян.
Композиционными осями парка являются гребной канал длиной 2 км, а также система озер и протоков, необходимых для осушения территории. Грунт, вынутый при устройстве водоемов, использован для создания микрорельефа парка. Главным композиционным центром парка является большая игровая поляна диаметром 300 м. Сооружений в парке мало, имеются только зеленый театр, кафе, ресторан и пергола в детском секторе. Парк имеет четкое членение на функциональные зоны.
Недалеко от Лиссабона в городе Синтра расположен, по словам Байрона, самый роскошный парк в мире — Монтсеррат. Его украшают террасы и веранды, обсаженные бугенвиллеей, розами Банкса, текомой, пассифлорой и другими вьющимися растениями. Здесь великолепные пальмы, древовидные папоротники, редкие хвойные и лиственные породы из Австралии, Японии, Мексики, Китая в виде эвкалиптов, мирт, дубов, араукарий и т. д. С террас* открывается восхитительный вид на Атлантический океан.
В княжестве Монако находится сад Монте-Карло. Сад насыщен редкими тропическими растениями, высаженными на природных скалах и террасах, образованных искусственно путем взрывных работ. Перед зданием
Казино разбит ковровый цветник. Прилегающие к Казино утесы обсажены опунциями, агавами, алоэсами. В январе они расцветают оранжевыми и пунцовыми цветами. Дороги в саду плавно' ведут от основания прибрежья до верхнего плато. Перед Казино расположены три террасы, сообщающиеся лестничными сходами. Разбивка сада произведена в регулярном стиле.
Недалеко от г. Генуи в Италии находится сад Оренго. Он является самым большим на итальянской Ривьере. Сад круто спускается к морю. Привлекает внимание эвкалиптовая роща, посаженная недалеко от моря. Сад украшают араукарии, андалузские пихты, болотные кипарисы, шелковые акации, фикусы. Все деревья и кустарники сада имеют естественную форму, так как не подвергаются стрижке и обрезке.