Лиственные деревья от 12 лет и выше, береза от 6 лети выше, плодовые и лиственница от 6 лет и выше и, наконец, хвойные и вечнозеленые породы выкапывают с прикорневым комом земли. Форма прикорневого кома зависит от типа применяемой упаковки. В настоящее время в садово-парковом строительстве применяются в основном два типа упаковок: мягкая — обычно из мешковины и жесткая, которая делается либо из ящиков, сбитых из деревянных щитов, либо из специальных металлических вазонов. Наиболее распространена упаковка кома в мешковину и в ящики. Жесткая тара предохраняет корни от сотрясений, обветривания и иссушения при погрузках деревьев, их перевозках и посадках, что благоприятно отражается на приживаемости растений.
Деревья в возрасте 12—16 лет, а также средневозрастные плодовые, хвойные и вечнозеленые породы выкапывают с округлым комом, который упаковывают обычно в мягкую тару из мешковины. Более крупные по возрасту деревья (17—20 лет и выше) выкапывают с прикорневым комом земли в виде параллелепипеда; практикой установлено что ком должен иметь определенные размеры. Так размер кома для пересаживаемого дерева определяют путем измерения диаметра ствола дерева на высоте 1,3 м и увеличения полученного значения в 10—15 раз. Ниже приводятся размеры прикорневого кома в зависимости от диаметра ствола на высоте 1,3 м от поверхности почвы:
диаметр ствола на высоте 1,3 м, см 5-7 8-10 11-15
размеры сторон кома, м 1,0х1,0 1,3х1,3 1,5х1,5
высота кома, м 0,6 0,6 0,65
глубина окапывания, м 0,85 0,85 1,0
В исключительных случаях (при пересадках крупных и уникальных деревьев) размеры сторон кома могут быть увеличены до 2 м.
Подготовка крупных деревьев к пересадке заключается в следующем. Сначала острой лопатой размечают размеры кома с учетом ширины траншеи вокруг дерева. Затем рабочие начинают окапывать дерево. Ширина траншеи при окапывании должна быть не менее 45 см, чтобы рабочим было удобно работать. Траншеи копают глубиной, равной высоте кома плюс 40—50 см. Стенки траншеи делаются строго отвесными; встречающиеся при окапывании корни перерубают острым топором с внешней стороны траншеи, а со стороны кома отпиливают ножовкой. Боковые поверхности кома для плотного прилегания упаковки тщательно зачищают. Срезы корней рекомендуется присыпать толченым древесным углем, а края кома до проведения упаковочных работ необходимо смачивать и укрывать мешковиной.
Ящики для упаковки прикорневых комов изготавливают из дощатых щитов размерами 0,6X1,3; 0,6X1,0 и 0,65х1,5 м (в зависимости от величины кома). В качестве материала берутся доски толщиной 40 мм. К двум противоположным стенкам кома приставляют щиты точно заподлицо с верхом и краями стенок кома; у деревьев старше 20 лет щиты прижимают к боковым стенкам кома деревянными распорками. Затем два других щита приставляют к противоположным стенкам, прижимают распорками и прочно приколачивают гвоздями к торцам первых щитов. Распорки не снимают, чтобы ком удерживался на месте неподвижно.
Верх кома обшивают досками, приколачивая их гвоздями к верхним кромкам щитов. Затем с четырех сторон рабочие подкапывают ком, устанавливают в углах кома подпорки и подводят под его дно по две доски, которые прибивают к нижним кромкам щитов. На глинистых грунтах достаточно подвести и укрепить по, две доски с обеих сторон низа ящика. На легких почвах дно делают сплошным из досок. Подшивка дна кома — очень ответственная и трудоемкая операция. Дно подкапывают постепенно и по мере подкопки подводят по одной доске, прочно приколачивая ее гвоздями к кромкам щитов.
У деревьев в возрасте до 20 лет с помощью автомашины или трактора подрезают низ кома тросом и после этого осторожно заваливают дерево, набок и полностью заколачивают дно. Если между стенками ящика и стенками кома имеются свободные пространства, то в них добавляют грунт и ящики плотно забивают. Деревья в возрасте свыше 20 лет не «заваливают», а поднимают с места.
Деревья на автомашины грузят с помощью автокрана. Автокран устанавливают на ровную площадку ближе к дереву, боком или задним бортом рядом располагается автомашина.
Работы осуществляются в следующем порядке. Ком зачаливают тросом с петлями на обоих концах; для устойчивости трос подводят под стороны ящика так, чтобы дерево переносилось в наклонном положении, удобном для укладки его в кузов автомашины. За ствол цепляют веревку для регулирования направления кроны при погрузке. Зачаленное дерево осторожно поднимают, переносят к автомашине и грузят в кузов.
Дерево надо поднимать плавно и поворотом стрелы крана аккуратно ставить в кузов автомобиля. Ящик с комом размещают в кузове автомашины ближе к кабине На задний борт кузова укладывают специальные деревянные подставки, а на них «подушки» из мешковины, чтобы предохранить кору ствола от повреждений при перевозке. Погруженные растения укрепляют прочной веревкой. Чтобы при перевозке ветви крон не задевали надземные коммуникации и поверхность дороги, их рекомендуется стягивать мягкой веревкой; автомобили должны двигаться на пониженной скорости без рывков и резких торможений.
При подготовке деревьев в возрасте 12—16 лет и менее с комом в мягкой таре порядок работ следующий: ком со всех сторон подкапывают по окружности до соединения под осью ствола дерева. Обрез кома по нижней окружности при подкапывании закругляют. После окапывания ком туго обертывают мешковиной, затягивают и прочно сшивают края шпагатом, оставляя запас мешковины для упаковки дна и верха кома. Затем дерево заваливают набок, расправляют остальную часть упаковки по поверхности дна ямы так, чтобы середина полотнища приходилась на центр ямы, возвращают растение в вертикальное положение и наклоняют в противоположную сторону, чтобы освободить и подправить прижатую мешковину. Затем полотнище плотно натягивают вокруг кома, обшивая его шпагатом. Дополнительно для укрепления ком обертывают мягкой веревкой.
Погрузка осуществляется следующим образом. Под упакованный ком подводят толстую веревку и петлей свободного конца цепляют за крюк стрелы автокрана (ни в коем случае нельзя дерево поднимать за ствол). Затем растение поднимают и в полунаклонном положении грузят в кузов автомашины. На задний борт кузова укладывают и закрепляют мешковину или соломенные маты. Погрузку растений ведут от заднего борта в полунаклон назад, ставя их плотно друг к другу. После погрузки растения надо немедленно перевозить к местам посадки. При перевозках рекомендуется прикорневые комья укрывать брезентом во избежание обветривания и иссушения.
Особо ценные растения — экзоты, хвойные, вечнозеленые при пересадках на объекты озеленения нуждаются в более тщательной защите от повреждений.
В Киеве получила распространение пересадка деревьев с помощью специальной гидравлической машины «Крот» на тракторе типа ДТ-75. Деревья в возрасте до 25 лет с комом размером 0,8х0,8Х0,6 м выкапывают специальной лопатой-скобой. Ком дерева вдвигают в специальный контейнер, который грузят вместе с деревом на автомашину. Деревья в контейнерах перевозят к местам посадки. При посадке контейнеры легко снимаются и используются вторично для выкопки.