ТБО делятся на три категории: вторичное сырье (35%), биоразлагаемые отходы (35%) и так называемые хвосты, или неперерабатываемые отходы (30%). Первая категория может быть переработана с получением прибыли, вторая - тоже, но прибыль, скорее всего, будет ниже, а третья в лучшем случае может быть безопасно "спрятана".
В России в отличие от зарубежных стран сортировка отходов осуществляется, скажем так, в факультативном порядке, несмотря на то что экологи и эпидемиологи наперебой твердят о её насущной необходимости. Каждый день на полигоне "Кучино" работает 500 - 600 сортировщиков, многие приезжают даже из соседних областей. В городе за сданную алюминиевую банку дают 10 коп., на свалке - 5 коп., но бомжи предпочитают работать здесь. Тонна прессованных пластиковых бутылок стоит $100, тонна алюминиевых банок - $600. В итоге на свалке остается 40 - 50% привозимого мусора, остальное перерабатывают.
Однако этот случай - лишь капля в море. О массовой сортировке мусора в России пока говорить не приходится. В стране построено всего четыре мусороперерабатывающих и 11 мусоросжигательных заводов, при этом, по информации Госсанэпиднадзора РФ, мусороперерабатывающие фактически не работают. Дело в том, что они используют зарубежные технологии, которые попросту не справляются с несортированными российскими отходами.
В Москве действует более 100 фирм, специализирующихся исключительно на сборе и вывозе ТБО. Отходы вывозятся по мере накопления. Вывоз 5 тонн мусора обойдется в среднем в 1, 5 тыс. руб., 10 тонн - в 3, 5 тыс. руб. Как правило, в коттеджном поселке на 100 домов мусор забирают раз в два-три дня. При этом профильные фирмы жалуются на дефицит клиентов.
Российское законодательство предусматривает ответственность за несанкционированный сброс мусора, но нарушитель должен быть пойман с поличным. А это уже что-то из области фантастики. В Европе гражданами, загрязняющими таким образом окружающую среду, занимается экологическая полиция. В России есть экологическая милиция, но пока только в Москве.
В соответствующем законе города Москвы есть статья 7 - "Самовольный сброс мусора". Она предусматривает для граждан штрафы от 3 до 5 МРОТ, для должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ, а для юридических - от 80 до 100 МРОТ. Но для того, чтобы оштрафовать нарушителей, мы должны поймать их за руку.
Между тем многие российские бизнесмены хотели бы заняться переработкой мусора (на Западе этот бизнес считается весьма прибыльным). Однако, как выяснилось, сделать это весьма непросто. Сами бизнесмены в один голос говорят, что больше всего мешают административные барьеры и высокие налоги.
С каждым годом все труднее становится получить лицензию - надо собирать все больше разрешающих документов. Мы вынуждены работать как предприятия с высокой нормой рентабельности - никаких налоговых послаблений. Мы, можно сказать, являемся санитарами города, поэтому совершенно непонятно, почему его администрация не идет нам навстречу.
Здесь опять будет уместно обратиться к зарубежному опыту. Например, в Финляндии компания, занимающаяся переработкой мусора, хочет приобрести специальный пресс. Стоить он может до $500 тыс. Так вот, любому финну достаточно предъявить документы, подтверждающие, что он является владельцем мусороперерабатывающего завода, и государственный банк без проблем выдаст ему необходимую сумму в виде беспроцентной ссуды на 15 лет.
По нашим подсчетам, 300 заводов вполне хватило бы, чтобы решить в стране проблему отходов. Однако ответ был везде один: "Невыгодно". Пробовали обратиться за инвестициями к коммерсантам, но те люди осторожные и в первую очередь требуют: "Покажите, где это работает".
В целом все опрошенные нами эксперты выделяют несколько причин равнодушия местных властей к проблеме ТБО. Во-первых, сложившиеся традиции обращения с ТБО и отсутствие стимулов их менять. Во-вторых, недостаточно высокий уровень квалификации и информированности сотрудников территориальных администраций, принимающих соответствующие решения. В-третьих, сложившиеся теневые финансовые потоки, предполагающие определенную заинтересованность ответственных лиц в выборе дорогих и не самых эффективных схем обращения с ТБО. И наконец, сознание самих коммерсантов: переработка мусора - вид бизнеса, для России нетрадиционный и потому требующий нестандартных подходов.
Начало "мусорной" цепочки находится в руках городских чиновников, и они будут принимать решения, исходя не из интересов города, а по принципу минимизации собственных проблем. Например, захотят построить не мусороперерабатывающий, а мусоросжигательный завод. Он, во-первых, создает видимость сокращения объемов мусора, не решая проблему по сути, а во-вторых, стоит дороже - "откат" оттуда получить легче, да и украсть можно незаметнее.