МБУ "Управление экологии города Чебоксары"ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Экологические и технологические основы изготовления искусственных гнездовий для птиц


Изготовление, развешивание и уход за синичниками создает оптимальные условия для воспитания экологической культуры учащихся. Школьники заняты не только теоретическими рассуждениями о проблемах окружающей среды, но и вносят свой личный практический вклад в сохранение природы родного края. Дикие птицы приносят пользу, так как являются естественными регуляторами численности насекомых-вредителей. Кроме того, наблюдение за птицами – это важная составляющая формирования экологического мировоззрения и эстетического восприятия окружающего мира подрастающим поколением.
Путем развешивания искусственных гнездовий (синичников или дуплянок) можно значительно увеличить число певчих птиц возле школы. Легче всего привлечь на территорию школы, в сады и парки мелких воробьинообразных дуплогнездников. В первую очередь это различные виды синиц, мухоловки-пеструшки и садовые горихвостки. Все эти птицы красиво поют. Кроме того, они собирают кормовых насекомых в непосредственной близости от гнезда.
В естественных условиях некоторые мелкие птицы гнездятся в дуплах, выдолбленных дятлами или нишах, образовавшихся в результате гниения древесины, а также за отставшей корой сухих деревьев. К сожалению, в лесах и парках при санитарных рубках дуплистые деревья уничтожаются в первую очередь.
Птицы-дуплогнездники при наличии дупел живут в лесах и парках самого разнообразного типа, а также в урбанизированном ландшафте. Поэтому, развешивая искусственные гнездовья, можно легко управлять их численностью и привлекать в те места, где они нужны. Если рядом имеется несколько искусственных гнездовий, некоторые птицы, например, самец мухоловки-пеструшки, может привлечь на гнездовой участок двух, а то и трех самок, и, соответственно, выкормить одновременно два-три выводка в соседних гнездовьях.
Для привлечения птиц-дуплогнездников существует много типов искусственных гнездовий. Наиболее простыми и распространенными являются ящичные гнездовья из досок или отходов лесопильной промышленности.
Скворечники и синичники изготавливают из досок толщиной не менее 1,5 см. Наружные стенки досок выстругивают, внутренние стенки строгать нельзя, так как в этом случае птенцы, а порой и взрослые птицы не могут оттуда выбраться. В передней стенке на расстоянии 2 см от верхнего края сверлят круглое отверстие – леток диаметром 3-3,5 см для мелких птиц и 5 см для скворцов. Леток можно сделать и квадратным, в этом случае его выпиливают в одном из верхних углов передней стенки. Отпиленные по размеру доски скрепляют гвоздями или шурупами. Крышку делают плоской, шире дна, чтобы впереди был небольшой навес для защиты летка от дождя. Для того, чтобы гнездовье было удобно чистить, крышку крепят на петлях.
В скворечниках помимо скворцов селятся горихвостки, воробьи и иногда стрижи. Синичники выглядят также как и скворечники, но размеры домика и летка меньше (см. рис.). В них гнездятся синицы, мухоловки-пеструшки, поползни, вертишейки.
Гнездовье для трясогузок имеет форму плоского ящика с горизонтальным или вертикальным щелевидным летком. В нем также могут устроить гнездо и серые мухоловки. Если несколько таких домиков разместить под крышей 2-3-х этажного здания школы, то в них могут заселится стрижи.
Привлечь городских ласточек под крышу школы, можно соорудив неширокую полочку (см. рис.), которая облегчит птицам постройку гнезда и защитит стену от помета птенцов.
Размещение искусственных гнездовий
Изготовив искусственные домики нужно развесить их не только возле школы, но и в ближайшем парке, саду, лесопосадке. Самое благоприятное время для развешивания искусственных гнездовий – поздняя осень. В этом случае зимующие птицы могут использовать их для ночевки и укрытия от непогоды, а весной в них же приступают к откладке яиц и выводу птенцов.
Большое значение имеет правильное развешивание гнездовий. Очень важно правильно определить место для гнездовья и высоту, на которой оно будет висеть. При этом необходимо учитывать преобладающее направление ветров, чтобы повесить гнездовье летком  в противоположную сторону (наиболее удачным направлением летка является южное и юго-восточное).
При развешивании большого количества гнездовий следует также учитывать плотность гнездования птиц привлекаемого вида, поскольку лишние гнездовья на территории участка все равно не будут заняты. Так, серые мухоловки гнездятся не ближе 15 м друг от друга, мухоловки-пеструшки – 20, белые трясогузки – 30, большие синицы – 50, горихвостки – не ближе 70 м. Скворечники можно располагать достаточно близко друг от друга, но обязательно на разных деревьях. Вблизи скворечников не рекомендуется развешивать гнездовья для других птиц, так как они избегают соседства скворцов. Для стрижей под крышей необходимо вывешивать несколько гнездовий, так как птицы селятся колониально. Гнездовые ящики, провисевшие два гнездовых сезона и не занятые птицами, перевешивают в другое место.
Развешивая гнездовья, нужно учитывать, что большие синицы любят загущенные участки, мухоловки-пеструшки и горихвостки предпочитают гнездиться на открытых местах. Домики для трясогузок желательно размещать под крышей постройки возле естественного или искусственного водоема.
Искусственные гнездовья на деревьях или шестах закрепляют вертикально или с небольшим наклоном вперед, укрепляя их проволокой или планкой. Петли из проволоки диаметром 2-3 мм закрепляют на боковой стенке гнездовья гвоздями – один конец наглухо, другой перекидывают через ствол и ветку и закручивают за гвоздь на другой боковой стенке. На деревьях с гладкими стволами, лишенными сучьев, проволока должна охватывать ствол, таким образом, чтобы гнездовье под своей тяжестью не соскользнуло вниз.
Изготовление и развешивание искусственных гнездовий обладает значительным педагогическим потенциалом. Данный вид общественно-полезной деятельности можно использовать на уроках, факультативах и кружках по технологическому образованию. Работа прослеживает связь с предметами естественно-научного профиля, такими как, биология, география, факультативом по экологии, школьными кружками эколого-натуралистической и туристско-краеведческой направленности. Широко используется деятельность для обеспечения занятости подростков «группы социального риска». Изучение результатов заселения домиков птицами, мониторинг за пернатой фауной активизируют исследовательский потенциал одаренных школьников. Участие в изготовление и развешивание домиков для птиц во внешкольное время успешно заполняет досуг учащихся социально-значимой эколого-ориентированной творческой работой.

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика