У малых рек Новосибирска появился шанс на спасение. Сегодня они больше похожи на сточные канавы. Но порой расчистка русел рек принимает такие формы, что лучше бы ее и не было.
Валят где попало
Проблема малых рек появилась в городе не вчера. Их русла захламлялись десятилетиями: по берегам множились свалки, велись строительные работы, в ходе которых совершенно не учитывалась близость воды. Специалисты констатируют: в результате бездумной эксплуатации уровень дна некоторых рек повысился на два-три метра, ухудшился водоток, подтопление близлежащих построек стало частым явлением. Во многих реках отмечено содержание солей тяжелых металлов. Тула, Плющиха, Ельцовка-1, Каменка по сути превратились в канализационные коллекторы.
Программа благоустройства городских малых рек была принята после подписания соглашения о сотрудничестве с Федеральным агентством водных ресурсов. В соответствии с этим документом федеральное ведомство обязалось финансировать 70 процентов работ по восстановлению и охране водных объектов, остальное - вклад городского бюджета. А в начале 2007 года вступил в действие новый Водный кодекс РФ, в котором закреплено право субъектов Федерации на получение субвенций на природоохранные проекты.
В 2006 году федеральный бюджет выделил городу 20 миллионов рублей, в 2007-м - 33,5 миллиона, в текущем году эта сумма должна быть значительно больше - 92 миллиона рублей.
- В нынешнем году мы планируем завершить работы по расчистке Каменки, - сообщил заместитель начальника отдела природных ресурсов департамента окружающей среды и природных ресурсов Новосибирской области Юрий Баженов. - Вообще-то они должны были закончиться в 2007-м, но возникла проблема с переносом гаражей. В этом же году необходимо провести все работы по Камышенке и Плющихе - маленьким речкам в Октябрьском районе.
В планах также большой объем работ на Ельцовке-1. Сложность в том, что речка протекает в густонаселенном районе. По словам Юрия Баженова, слой отложений из заиленного мусора там составляет 2-2,5 метра, но живущие окрест горожане, похоже, совсем не стремятся к каким-то переменам.
- Жители частного сектора вдоль берега Ельцовки-1 создают рабочим немало проблем, - замечает специалист. - Нам вместе с представителями мэрии приходится выезжать на место, проводить беседы с населением. Были опасения, что на некоторые участки рабочих просто не пустят. А заборы стоят у самой воды, и туалеты прямо над речкой. Печально то, что и после расчистки люди не меняют своих привычек. Опять тащат мусор и к Каменке, и к уже расчищенным местам на берегах Ельцовки. Городская администрация намерена установить контейнерные площадки и вывозить мусор за счет бюджета. Поможет ли? Не знаю. Было предложение установить вдоль Ельцовки глухой забор. Может быть, это поможет. Иначе просто жаль будет тех денег, что потрачены на расчистку.
Пресловутый человеческий фактор представляет немалую проблему. Долгое время контроль за застройкой водоохранных зон практически не осуществлялся, и они "обросли" гаражами, домами, дачами, банями, и их владельцы без восторга относятся к тому, что может представлять угрозу их собственности. Конфликтные ситуации возникают то и дело.
Немало нареканий у жителей близлежащих микрорайонов вызывают работы, которые ведутся на Нижней Ельцовке. Они были начаты еще в 2006 году. По официальным данным, тогда она была полностью заболочена и периодически подтапливала подвалы находящихся неподалеку домов. В 2006-2007 годах было восстановлено русло этой реки от Оби до Бердского шоссе.
- У проблем, с которыми мы столкнулись на Нижней Ельцовке, есть предыстория, - рассказал Юрий Баженов. - Когда застраивался микрорайон, проект был реализован не полностью. Изначально было предусмотрено устройство дренажа, оформление набережной. Вместо этого строители свозили к реке отвальный грунт, что еще более усугубило ситуацию.
В этом году работы по расчистке русла и укреплению откосов Нижней Ельцовки ведутся на участке от Бердского шоссе вверх по течению. Финансирование осуществляется из федерального и городского бюджетов - 51 миллион и 22,15 миллиона рублей соответственно. Кроме того, как обещают городские власти, здесь предполагается построить мостики для транспорта и пешеходов, а на месте старого автомобильного переезда возвести более широкий и надежный. Окончательно облагородить прилегающую к Нижней Ельцовке территорию планируется в 2009 году.
"Канализация" реки
Но многие из живущих неподалеку горожан результаты работ оценивают скептически. Они сетуют на то, что береговая зона теперь находится в крайне неприглядном состоянии: грязь, груды ила, сломанные деревья.
- Я не знаю, кто занимался разработкой этого проекта, - говорит организатор и первый директор Института водных и экологических проблем СО РАН, советник РАН академик Олег Васильев. - Наши специалисты могли бы помочь грамотно его составить, но официально за помощью в разработке проекта в институт никто не обращался. А то, как идут работы по Нижней Ельцовке, вызывает немало вопросов. На мой взгляд, совершенно необязательно было использовать там тяжелую технику, после которой все разворочено. Да и вообще сомнительно, что работы надо было вести именно в этом месте - в результате от хорошей рекреационной зоны сейчас ничего не осталось. Думаю, что проект обязательно нужно было сначала обсудить с народом. За рубежом такие работы ни в коем случае не могут быть проведены, пока на них не будет получено добро от общественности. Надо бы и нашим депутатам облсовета задуматься над тем, чтобы законодательно закрепить предварительное обсуждение проектов такого рода, в том числе и с участием горожан.
Полностью солидарен с академиком Васильевым директор межрегиональной благотворительной общественной организации "Сибирский экологический центр" Александр Дубынин:
- Я живу неподалеку от Нижней Ельцовки и своими глазами вижу, что здесь происходит. Рабочие решают сугубо техническую задачу - углубление русла реки. Но река - это ведь не просто канал. Это природное образование, в котором существуют разные формы жизни. Этот аспект при проведении работ совсем не учитывался. Экскаваторы и бульдозеры уничтожили всю растительность по берегам. Конечно, природа не терпит пустоты, но для того чтобы река вернулась к жизни, необходимо как минимум лет десять. Кроме того, при проведении работ допустили еще одну ошибку: не укрепили берега, и теперь они стали оползать. Этого можно было избежать с помощью механического закрепления или высадки подходящих древесных пород, например ивы, которая идеально для этого подходит.
Александр Дубынин согласен с тем, что подобные проекты должны разрабатываться при участии специалистов по водным и экологическим проблемам и общественности:
- Местные жители могли бы не только подсказать, как лучше реализовать проект, но и подключиться к его реализации, например заняться озеленением. Пока же все делается наперекор людям. Многие из них высаживали на берегу цветы, кустарники. Сейчас все это сметено бульдозерами…