В некоторых населенных пунктах северных улусов Якутии в ближайшие дни температура воздуха может опуститься до 60 градусов мороза, сообщил РИА Новости представитель Якутского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Автомобили
Сильные холода осложняют пользование автомобилями. Эксперты считают, что только пуск двигателя в мороз от –20°С сопоставим по износу движущихся и трущихся деталей с серьезным пробегом в нормальных условиях, а десятиминутную поездку на работу можно будет приравнять к 600 километровому пробегу в летнее время.
При низких температурах довольно быстро теряет свою емкость аккумулятор. При подготовке к зимней эксплуатации в первую очередь следует его проверить или обновить. На севере, где мороз достигает 60°С, водители грузовых автомобилей оснащают их утепленными войлоком или пенопластом аккумуляторами, дополнительными автономными подогревателями и выхлопной трубой, вынесенной направо и вверх. Последнее необходимо потому, что при сильных морозах выхлоп не рассеивается, а повисает облаком, и, чтобы следующий водитель в колонне видел хоть что-нибудь, трубу выносят в сторону.
Специалисты рекомендуют также при эксплуатации автомобиля в сильный мороз правильно подбирать моторное масло. При сильном морозе 90% масел не пригодны для работы; можно использовать масло с маркировкой, в которой первое значение "ноль". Речь идет о синтетических маслах с обозначением 0W40 или 0W50.
Владельцам теплых гаражей и автомобилей с инжекторным двигателем эксперты рекомендуют перед выездом на холод наполнить бензобак до отказа. Чем больше в баке воздуха, тем больше водяных паров в нем содержится. Происходит их кристаллизация, и микрокристаллы оседают в топливе, скапливаются на дне и "губят" бензонасос и топливную систему".
В морозные дни мыть машину не рекомендуется, потому что перепад температур отрицательно скажется на состоянии лакокрасочного покрытия, полировка может потускнеть. Если же все-таки пришлось прибегнуть к услугам мойки, то после помывки надо продуть теплым воздухом замки.
На севере, где мороз доходит до ‑ 60º C, в автомобилях используются утепленные войлоком или пенопластом аккумуляторы. Кроме того, машины оснащают дополнительными автономными подогревателями и выхлопной трубой, вынесенной направо и вверх. Необычное положение выхлопной трубы обусловлено тем, что при сильных морозах выхлоп не рассеивается, а повисает облаком и ухудшает видимость для следующего позади водителя.
Для того чтобы двигатель автомобиля завелся, используются предпусковые подогреватели. Они делятся на:
электрические, работающие от обычной электросети. Стоимость таких устройств начинается от 100 долларов, и их можно использовать только там, где есть розетка, на ночь;
автономные отопители, которые работают от бензина или дизеля;
так называемые «аккумуляторы тепла», представляющие собой своеобразный термос, в который вечером закачивается горячий антифриз. Утром водитель выпускает его из термоса, и двигатель в течение 1,5 - 2 минут успевает прогреться.
Здания и сооружения
В проектах домов, строящихся в северных районах, с целью защиты от суровых природно-климатических условий увеличивается ширина корпуса дома. Кроме того, применяется компактная планировка дома без изломов наружных стен, применяется тройное остекление окон и двойные притворы в них; возле окон устраиваются защитные экраны с подачей подогретого воздуха и утепляется пол первого этажа, а в районах вечной мерзлоты — в полах организуется система отопления; увеличиваются площади входных тамбуров с тремя последовательно расположенными дверями. Дома имеют укрупненные и нерасчлененные объемы с малыми оконными проемами.
При организации строительства в северной зоне наиболее распространены в настоящее время бескаркасные крупнопанельные и крупноблочные здания. Кладка кирпичных стен при низких температурах связана с большими затруднениями. При морозе 30 40°С раствор, даже подогретый, замерзает в момент укладки в стену.
Бетон в конструкциях в северных районах не применяется. Он в значительной мере подвержен разрушениям и образованию трещин, что обусловлено его пористостью.
Большинство аварийных ситуаций в зданиях связано с электросетями – они выходят из строя прежде всего из-за перегрузок энергопотребления, когда в домах все включают обогреватели. Много аварий на трубах горячего водоснабжения.
Низкие температуры грунтов и окружающего воздуха требуют специальных мер по защите водопроводной сети от замерзания и больших теплопотерь трубопроводов. Подогрев воды – наиболее простой способ обеспечить водопроводные сети от замерзания.
Подогрев воды может производиться различными способами в зависимости от местных ресурсов и технико-экономических соображений: электроподогрев, подогрев котельными установками, бойлерными или использованием дешевых теплоносителей (отработанной или циркуляционной горячей водой, паром, газом).
Подогрев воды в котельных установках применяется, как правило, в системе водоснабжения малых населенных пунктов и промышленных площадок; другие способы нашли широкое применение в крупных городах Крайнего Севера.
В районах Крайнего Севера для строительства сетей холодного и горячего водоснабжения, сетей напорной и безнапорной канализации применяются предизолированные (теплоизолированные в заводских условиях) полимерные трубы. Наличие теплоизоляционного слоя позволяет вести прокладку инженерных сетей выше уровня промерзания грунта.
Организм человека
Понижение температуры воздуха, особенно в сочетании с повышенным атмосферным давлением, может спровоцировать спазмы сосудов у людей, предрасположенных к этому. В первую очередь такая погода неблагоприятна для тех, кто страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями, такими как гипертония, вегето-сосудистая дистония, атеросклероз сосудов головного мозга, стенокардия. Эти погодные условия могут негативно сказаться и на состоянии людей, перенесших инфаркт и инсульт. У больных людей могут отмечаться головные и сердечные боли.
Крепкие морозы и сильный ветер могут неблагоприятно отразится на состоянии людей с бронхо-легочными заболеваниями, особенно бронхиальной астмой. При выходе из теплого помещения на улицу у таких людей резко возрастает опасность бронхоспазма и приступа стенокардии. Таким больным необходимо иметь при себе соответствующие лекарства. Кроме того, при наличии сосудистых заболеваний медики рекомендуют перед выходом на улицу основательно помассировать стопы и кисти рук.
Усиливается при такой погоде и вероятность обморожений. Для того чтобы защитить себя от обморожения надо использовать многослойную одежду: двойные рукавицы, пара свитеров и носок. Очень хорошо пользоваться одеждой, изготовленной из водонепроницаемых и теплоизоляционных материалов, сделанных по высокой технологии. Необходимо утеплить голову и шею, где расположены сосуды, несущие кровь к голове.
Перед выходом на улицу в холодное время года, тем более на длительное время, необходимо хорошо и плотно поесть. Недостаточное питание и усталость могут стать причиной обморожения, снижая сопротивляемость организма.
Не стоит употреблять алкоголь, который снижает ощущение холода и не дает прочувствовать, насколько вы замерзли. Также нельзя курить на морозе, так как при курении происходит сужение кровеносных сосудов и снижается кровоснабжение конечностей. По этой причине именно курильщики составляют определенную группу риска при обморожениях.
Сильные морозы способны вызвать ухудшение самочувствия у людей с кожными заболеваниями и заболеваниями почек. Мороз сушит кожу, поэтому перед выходом на улицу нельзя пользоваться лечебными средствами на воде. Следует также отказаться от применения косметики, содержащей влагу. Женщинам не стоит пользоваться увлажняющими кремами, а питательный (жирный) крем можно наносить не позже чем за час до выхода на улицу. На такой случай дома стоит иметь нутряное свиное сало - его можно купить на рынке, вытопить на паровой бане и хранить в холодильнике. В мороз оно прекрасно защищает кожу и взрослых, и особенно детей. Надежно защитить лицо от морозов поможет также гусиный жир либо специальные косметические средства.
Калорийность потребляемых продуктов питания при работе на холоде должна быть увеличена на 25-50% в сравнении с теплым периодом года. Должна подаваться горячая и хорошо сбалансированная пища с распределением примерно 60 % углеводов, 25-30% жира и 10-15% протеинов. Жир следует употреблять вечером и в конце дня, так как он повышает температуру тела ночью и улучшает качество сна. Быстро поглощаемые углеводы, такие как сахар и сладости, следует употреблять во время выполнения работы и при прямом воздействии холода. В холодную погоду должно быть обеспечено обильное питье горячих напитков (5-6 раз в день при большой физической активности). При этом следует запретить употребление алкогольных напитков, кофе, т.к. они вызывают расширение кровяных сосудов, что приводит к быстрой потере тепла организмом.
Главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко рекомендует как можно меньше времени проводить на открытом воздухе, если на улице 30 градусов и ниже. Особое внимание следует обратить на детей и при таких морозах ни в коем случае не водить их в школу.
Решение об отмене занятий в школах в холода принимается на уровне каждого муниципального образования отдельно, так как ни на федеральном, ни на региональном уровне подобных законов нет. Как правило, для учеников начальной школы (с 1 по 4 класс) занятия отменяются при температуре около 30 - 33°С. При температуре до 38°С ставится вопрос об отмене занятий для учеников с 5 по 11 классы.
Животные
Сильные морозы опасны для домашних животных обморожениями, простудами, заболеваниями дыхательных путей вплоть до пневмонии. Если на улице сильный мороз, то долго гулять с собакой не рекомендуется. Собак отчасти спасает высокая температура тела, интенсивный обмен веществ, шерстный покров и хорошая природная защита лап от переохлаждения. К тому же собаки очень подвижны и во время прогулки не стоят долго на одном месте. Собакам с густой шерстью холод не представляет угрозы. Короткошерстную маленькую собачку рекомендуется выгуливать в специальном комбинезоне.
Во время сильных морозов экстренные меры принимают зоопарки. Большая часть животных отправляется в обогреваемые павильоны.
Сотрудники зоопарка делают проруби в прудах, чтобы дать водоплавающим птицам доступ к воде и застилают лед соломой, чтобы защитить их лапки.