Стратегия определяет основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод, а также по формированию и реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации в водоресурсной сфере.
Водная Стратегия закрепляет базовые принципы государственной политики в области использования и охраны водных объектов, предусматривает принятие и реализацию управленческих решений по сохранению водных экосистем, обеспечивающих наибольший социальный и экономический эффект, и создание условий для эффективного взаимодействия участников водных отношений.
Реализация Водной стратегии будет способствовать сбалансированному социально-экономическому развитию страны, поддержанию высокого уровня продовольственной, промышленной и энергетической безопасности и реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Водную стратегию предполагается реализовать в 2 этапа.
В рамках первого этапа (2009–2012 годы) предполагается создание условий для устойчивого развития водохозяйственного комплекса и предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям: совершенствование нормативной правовой базы в сфере использования и охраны водных объектов; совершенствование системы государственного управления водохозяйственным комплексом; создание надежных механизмов, обеспечивающих внедрение инновационных технологий по рациональному водопользованию, а также усиление охраны и улучшение качества вод в водных объектах.
На данном этапе будут реализованы в первоочередном порядке мероприятия по повышению защищенности населения от негативного воздействия вод, ликвидации накопленного экологического вреда и повышению водообеспеченности отдельных регионов Российской Федерации.
В рамках второго этапа (2013–2020 годы) приоритетными направлениями реализации стратегии являются: модернизация водохозяйственного комплекса, обеспечивающая снижение антропогенной нагрузки, достижение высокого уровня защищенности населения от негативного воздействия вод, в том числе надежности и безопасности гидротехнических сооружений, рационализацию водопользования и снижение водоемкости экономики, включая строительство и реконструкцию сетевого хозяйства водоснабжения и водоотведения, инфраструктуры водоподготовки и очистки сточных вод; опережающее развитие научно-технической и технологической базы водохозяйственного комплекса, широкое внедрение разрабатываемых инновационных технологий; обеспечение водохозяйственного комплекса квалифицированными кадрами; определение направлений практической реализации конкурентных преимуществ российского водоресурсного потенциала на внешних рынках.
По словам разработчиков документа, водная стратегия должна обеспечить сокращение негативного антропогенного воздействия на экологию водных объектов в 2–2,5 раза, снижение заболеваемости и увеличение продолжительности жизни населения на 2–3 года за счет улучшения экологической среды. При этом стратегия должна частично ликвидировать дефицит воды за счет увеличения емкости ряда водохранилищ, в том числе Нижнекамского и Чебоксарского. Также должна быть снижена водоемкость валового внутреннего продукта с 2,4 до 1,99 кубометра на тысячу рублей в 2012 году и дальнейшее снижение до 1,4 кубометра. Непроизводительные потери воды должны сократиться в 2 раза.
Кроме того, стратегия предусматривает повышение защищенности населения и территорий от наводнений и другого негативного воздействия вод с 16% до 50%, и приведение всех аварийных гидротехнических сооружений к технически безопасному уровню.
Мероприятия по обеспечению защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод позволят предотвратить вероятный ущерб, оцениваемый в 989,3 миллиарда рублей. Рационализация водопользования, в том числе снижение потерь воды за счет внедрения водосберегающих технологий и реконструкции систем водоподачи, позволит снизить энергоемкость экономики на 20 миллиардов рублей ежегодно.
Финансирование мероприятий Водной стратегии предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
По предварительной оценке общий объем ресурсного обеспечения реализации мероприятий стратегии составляет 662,4 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета – 480,9 млрд рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – 114,6 млрд рублей, внебюджетных источников – 66,9 млрд рублей.