МБУ "Управление экологии города Чебоксары"ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Утилизация автомобильных покрышек. Мировой опыт.

В настоящее время во всем мире актуальнейшей проблемой является переработка изношенных автомобильных покрышек. Из общего числа всех покрышек сегодня перерабатывается лишь около 20%. Поэтому поиск путей утилизации старых шин – проблема планетарного масштаба.

В Европе сложились 4 крупных центра, где эта проблема решается на государственном уровне – в Англии, Испании, Италии, Финляндии. Почему именно в этих странах? Англия – островное государство, там приходится считать каждый квадратный ярд земли, Испания и Италия – курортные и туристические страны, свалки старых шин им ни к чему. А финны даже и представить себе не могут, как можно то, что уже никому не нужно, не приспособить для хозяйства!

Директивами Европейского парламента и Совета с 2005 г. в ЕЭС принята программа, запрещающая захоронение изношенных шин, поощряется только их экологическая переработка.

Потребление шин в странах мира напрямую зависит от климата. В 2003 г. в Турции объем продаж шин для легковых автомобилей на душу населения составил 8 долларов, а в таких странах как Канада, Норвегия, Финляндия, где необходим еще и комплект зимних шин, этот показатель еще выше – 35-39 долларов на человека. В США – 79 долларов на человека. Среднегодовые темпы роста продаж шин за последние 5 лет в Евросоюзе составляли 3% в год, как и во всем мире.

90 % европейского рынка шин приходится на легковые и легкогрузовые шины.  Объем накопленных в мире шинных отходов составляет 60-80 млн. тонн. Ежегодно в мире выходят из употребления еще свыше 10 млн. тонн покрышек. Например, в последние годы в США образуется 4,3-4,5 млн. тонн изношенных шин в год, в странах Европы – до 3 млн. тонн, в Японии – около 1 млн. тонн. Но только 20-25 % покрышек в мире находят применение (экспорт в другие страны, сжигание в целях получения энергии, механическое размельчение и др.). В развитых странах в последние годы уровень переработки шин приближается к 100% (Япония, Германия, скандинавские страны), а средний уровень переработки в Европе составляет 82%.

В рамках Европейского сообщества разработана программа, в соответствии с которой поставлены и решаются следующие задачи:

- количество шинных отходов должно быть снижено на 10%,

- доля шин с восстановленным протектором должна возрасти до 25-30%,

- переработка утильных шин с получением резиновой крошки должна возрасти

   до 60%,

- вывоз на свалки должен практически прекратиться.

В Европе объем переработки шин методом измельчения не превышает 10% и примерно 20% собираемых шин используется как топливо. Еще около 20% шин восстанавливается.

В ЕС приняты законы, запрещающие с 2003 г. захоронение целых шин, а с 2006 г. – и резанных на куски. С 16.07.2006 г. в ЕС использованные шины официально запрещено отправлять на свалки (исключение – большие шины, диаметр которых более 1400 мм и велосипедные шины), причем шины все еще могут использоваться на свалках для каких-либо технических целей. А ведь и мы европейская страна…

Во Франции подписан национальный закон №2002-1563 по правилам удаления изношенных шин. Из текста закона следует, что ответственность за утилизацию подобных отходов возложена на производителей и импортеров. В стоимость каждой новой шины включена цена издержек на организацию сбора, временного размещения и транспортировку утильных шин на предприятия, которые способны восстанавливать шины или утилизировать их. Неплохо бы и нам в Чувашии применить такой зарубежный опыт. 

После принятия «Билля о транспорте» в США до 30% изношенных шин идут на производство резиноасфальта, имеющего износо- и морозостойкость в 1,5-2 раза выше обычного, а также снижающего шум и тормозной путь автомобиля. Для производства резиноасфальта используют измельченные покрышки. Население США платит по 2 доллара за переработку каждой своей шины или захоронение ее с минимальным риском для окружающей среды. Утилизация шин для грузового транспорта - от 3 до 5 долларов за штуку.

В Великобритании в последнее время крошку после измельчения шин стали применять при изготовлении дорожных покрытий, в т.ч. звукоизоляционных ковриков для ж/д переездов. По проекту «Резиновый хайвей» группы резиновых блоков, уложенных вдоль рельсов, превратили бывшую «железку» в автотрассу. Стоимость такой дороги – от1,62 млн. долларов за километр, что для Британии дешевле возведения с нуля обычной автодороги. Для производства каждого километра такой трассы необходимо утилизировать 220 тыс. шин. В июне 2006 г. была официально открыта такая дорога в г. Корби. Может быть, и нам следует перенимать такой опыт? В Чувашии дорог предостаточно… 

В Чувашии и в нашем городе Чебоксары сбором отработавших свое предназначение автомобильных шин и покрышек занимается ООО НПО «Экология».

 

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика